пятница, 24 декабря 2010 г.

Учитесь всему лучшему у своих детей или секреты нашей памяти


Несколько дней назад, когда моя дочь Диана, которой 4,5 года, села за компьютер изучать иностранные языки при помощи Лингвотренажера En101, я возмутилась - почему она учит снова те папки, которая она давно изучила и отлично знает (ей больше всего нравятся учить животных, причем повторяя одну и ту же страницу по кругу  сначала на английском, потом на испанском, затем на китайском. У нее это своеобразная игра, она проводит свои аналогии в звучании одного и того же животного на разных языках, находит ассоциации с известным ей словом в русском или украинских языках, а на китайском языке  она повторяет слова, распевая их. Я понаблюдав за дочерью, сделала свой вывод с ее  "методики изучения языков" - похоже, что  ей просто нравиться правильно отвечать, любуясь смайликами с похвалой 100% результата и получением таким путем доступа к играм.

Но потом я наводила порядок в своей домашней библиотеке и  обнаружила свою  очень старую книгу по физиологии мозга человека и управлению процессом памяти. ЕЕ я еще читала во время учебы в медицинском институте и делала упражнения для запоминания, что очень помогало мне изучать некоторые предметы, которые сложно запомнить механическим путем. Так я изучала латинский язык, название химических соединений по биохимии и фармакологии. А заучивать приходилось столько да и такое, что даже если весь вечер будешь заучивать, и то не всегда через несколько дней вспомнишь. Например, химическое название обычного сахара - А-диглюкозидо-В-дифруктофуранозид, а сахарина - 2,3-дигидро-3-оксобензизосульфоназол. А слово Циклопентанпергидрофенантрен - с цикла биохимии - вообще любимое слово многих  студентов медицинских вузов, которое сразу возвращает нас в те лучшие для нас годы учебы... Но каждый по-своему заучивал такой  материал и день за днем сдавал зачеты и экзамены...Но сколько информации остается в нашей голове после получения диплома? А через 10 или 20 лет? Не зря кто-то придумал шутку о студенческой памяти "Правило Трех "З" - Заучил -Здал(извините за орфографическую ошибку, но из песни слов не выбросить) - Забыл"... Но ведь физиологи давно установили понятия кратковременной и долгосрочной памяти и даже нашли пояснения процессу запоминания информации. И все , оказывается, очень просто.
Мы страшные логики и рационалисты. Нас пугает утверждение, которое ниоткуда не вытекает, и из уст слишком взрослых и рациональных людей слышатся слова, типа "детский", "глупый"... Но именно в этих словах и есть ключ к успеху! Вопрос о том, почему дети хорошо запоминают как родной, так и иностранный язык, до сих пор не решен единогласно. Объединяет психологов лишь признание нелогичного мышления детей. Мы привыкли мыслить так, как нас учили и учат СМИ, изгоняя "злой дух" нелогичного мышления. При запоминании 2-х впервые услышанных слов - родного языка и иностранного - для ребенка до 3-х лет все равно, какое запоминать. Он готов запечатлеть в своей памяти оба слова, т.к. запоминание происходит в результате образования условной связи между двумя этими новыми словами и старыми, которые он уже усвоил. Эти две связи не конкурируют, так как имеют одинаковый возраст и силу, не стирают друг друга. При этом отсутствует рациональное объяснение этих связей. Ребенок не стремиться организовать логическую цепочку между старым и новым, он просто ставит их рядом. Понимание списка иностранных слов происходит двумя способами- через рациональную и механическую память. При первом способе памяти происходит самое обычное забывание и  КПД всего 20%. Такую "услугу " нам оказывает логическое мышление.Если мы пытаемся механически заучить перевод, насильно заставить нашу память образовывать связь, из-за ограниченного объема нашей кратковременной памяти, которая может хранить от 2 до 26 единиц информации, происходит ее быстрое насыщение, что ведет к прекращению процесса запоминания и утомлению. Также отрицательное явление оказывают старые связи.

Когнитивная психология разделила человеческую память на три блока: сенсорный регистр, кратковременную память и долговременную.  Сенсорный регистр выполняет функцию продления времени действия кратковременного сигнала для его успешной обработки мозгом. Он способен запоминать гораздо больше информации, чем человек может проанализировать, т.к. у него нет избирательности. Этот вид памяти не имеет большого значения, гораздо важнее кратковременная память, она принимает на себя все удары, когда происходит процесс обучения.

Для максимально эффективного изучения иностранного языка рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Количество информации должно быть ограничено за 1 раз (от 2 до 26 единиц). Даже небольшое ее увеличение ведет к частичному забыванию.
2. После запоминания очередной порции слов надо сделать паузу не менее 10 минут , во время которой мысли не будут отвлечены умственной работой.
3. Через 10 минут слова можно повторять снова, а спустя 24 часа НЕОБХОДИМО повторять. В противном случае придется приложить вдвое больше усилий, чтобы запомнить их вновь.
4. Все образы, используемые для запоминания иностранных слов, должны быть динамичными! Из памяти стирается тут же все, что неспособно совершать движения или не связано с движением ассоциативно.
5. Единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (помещаем слово в предложение).
6. Чтобы лишить список слов однообразия, нужно придать каждому слову яркую метку.
7. Слово передается из кратковременной памяти в долговременную не столько через повторение, сколько с помощью сюжетных картинок.
8. Легко делается то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия.  Слова запоминаются непроизвольно, если они не будут целью нашей деятельности.

Многие скажут, что ничего нового и все достаточно просто... Особенно те, кто обучаются на лингвотренажере En101. Оказывается, что его разработчики максимально учитывали многие особенности нашего мозга в способности к запоминанию. Осталось совсем немного - находить как минимум 30-40 минут в день для изучения иностранных языков. Если каждый день заучивать всего по 26 слов  - за год получается практически 9,5 тысяч слов!!!

Как это выглядит у меня практически? Я прохожу урок на линвотренажере En101, записываю новые незнакомые слова фломастером на своей учебной доске  и повторяю их в течение дня каждые несколько часов. Через 10-15 минут я стараюсь все слова правильно повторить и сверяю с написанным. Затем снова сажусь за лингвотренажер и отрабатываю произношение, затем прохожу весь недельный урок. На следующий день начинаю с повторения ранее выученного. Я включаю зеленую кнопку на прослушивание сразу всего листа и с закрытыми глазами на слух вспоминаю слова, затем открываю глаза и проверяю себя. Потом перехожу к следующему уроку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий